С уверенностью можно сказать, что сегодня песочное шоу не только «оформилось», как самостоятельный вид искусства, но стало неотъемлемой частью индустрии развлечений, где существует как самостоятельный жанр. Конечно, есть существенная разница между искусством и ремеслом — об этом и многом другом мы поговорим с пионерами этого направления в нашей стране. У нас в гостях дуэт «Desert Roses» — Мария Базыкина и Ирина Завьялова.
— Мария, Ирина, здравствуйте!
Мария и Ирина:
— Добрый день!
— Давайте сначала расскажем нашим читателям о том, что же из себя представляет песочное шоу?
Мария Базыкина (далее М.Б., прим.ред):
— Я бы обозначила песочное шоу как некий синтез искусств — графика с элементами анимации и музыки. Это повествование разных историй: историй компаний, ярких моментов жизни человека от его любви, рождения семьи и детей, до вершин в бизнесе.
Ирина Завьялова (далее И.З. прим.ред.):
— На самом деле песочное шоу — это один из видов оригинального жанра, который сегодня нередко можно увидеть на различных публичных и закрытых мероприятиях.
М.Б.:
— Если смотреть на песочное шоу со стороны, то вы увидите художника, стоящего за световым столом, над которым подвешена камера. Все, что рисуется песком на стеклянной поверхности светового стола, отображается на экранах или мониторах на площадке для просмотра шоу публикой. Рисование истории происходит под музыку, все вместе создает неповторимую атмосферу волшебства.
И.З.:
— Да-да, именно так! Включается музыка и художник начинает рассыпать песок по столу, рисуя при этом разные образы, которые сплетаются в некий сюжет, это может быть история компании, история жизни, история знакомства молодоженов, в целом, некий фильм, раскрывающий суть мероприятия или какую-то из его частей. Длительность шоу может быть разная, все зависит от задач, поставленных перед художником. Музыка постепенно затихает, в зале включается свет, и как после просмотра в кинотеатре, каждый зритель уносит с собой частичку того, о чем ему хотел рассказать художник в своем песочном шоу, специально разработанном по случаю мероприятия.
М.Б.:
— Мне, как художнику и просто человеку, невероятно важно получать отклики публики на свою работу. Эта отдача тоже является частью шоу, ее логическим завершением, после которого художник может приступать к созданию новых шедевров.
— Расскажите о вашем первом опыте работы с песком, и как вы попали в индустрию развлечений?
И.З.:
— Первый опыт работы с песком у нас состоялся ещё в 2006 году. Тогда радио «Relax FM» организовало ряд рекламных мероприятий для привлечения широкого внимания общественности к своему бренду. Организаторы этого мероприятия как раз вышли на пока еще малоизвестный жанр «Sand Art». В то время им занималось всего два человека в мире. У компании-организатора в записи оказалось несколько песочных сюжетов, и они решили показать их художникам из России. Естественно, подразумевалось, что художники смогут воспроизвести увиденное к определенному сроку, когда была запланирована эта промо-акция. Художников они искали по знакомым, и так на встрече нас оказалось человек восемь, точно уже и не вспомнить.
М.Б.:
— В то время мы были еще студентами МГПУ на факультете изобразительных искусств и дизайна. Сам факт присутствия нас на этой встрече уже был для нас каким-то достижением, ведь наши работы выбрали и пригласили в качестве кандидатов.
На встрече мы впервые в жизни увидели такую красоту в песке.
Первое впечатление – это невозможно делать из песка, это очень красиво и ничего подобного я не видела, а в голове мысль, что в жизни не смогу повторить, как на видео…
И.З.:
— Перед нами положили ватманы, дали в руки обычный песок и мы стали пробовать повторить то, что увидели на экране монитора. Один сюжет был венгерского художника Ференца Цако и был посвящен эволюции, второй ролик был работой израильской художницы Иланы Яхав.
До этой встречи никто из нас подобного не видел, песок ассоциировался только с песочницей, с пескоструйной техникой и песочными скульптурами. В 2006 году мы только заканчивали ВУЗ и как раз были на распутье, хотя до этого мы успели уже поработать в других творческих областях. Можно сказать, что песок совершенно случайно просочился в нашу жизнь. Тогда мы были просто поражены увиденным, поэтому, даже не раздумывая, согласились участвовать в этом проекте. Стали готовиться, пытаясь понять тонкости этого жанра самостоятельно. Вскоре пришло время выступать на публике. Рекламная акция проходила в нескольких торговых комплексах Москвы. Выступления прошли очень успешно, публика была в восторге и о нас узнали другие организаторы.
М.Б.:
— Собственно, с работы над этим рекламным проектом и началась наша песочная история. Так, во время одного из выступлений, мы кому-то очень удачно дали свои визитные карточки и нас пригласили художниками в первое российское песочное шоу, где мы и проработали следующие три года.
— Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, как появился ваш дуэт «Desert Roses»?
М.Б.:
— История нашего дуэта берет начало еще с институтской скамьи. Мы вместе учились в одной группе, поэтому вместе и оказались в Песочном Шоу. Там мы работали как художники, получая процент с продажи шоу. Со временем, немного поняв индустрию изнутри, стали задумываться о создании собственного шоу, потому что художнику удобнее общаться с заказчиками напрямую, это избавляет всех от многих проблем, которые возникают при работе в цепочке Заказчик-организатор-менеджер-художник.
Справедливости ради, надо отметить, что нас было сначала пять художников, все мы из одной группы института, у всех одна отправная точка в рисовании песком. К моменту идеи создания своего шоу осталось уже четыре человека, а после нескольких первых собственных проектов нас осталось двое. Произошло это по разным причинам, по человечески-грустно и обидно, но для бизнеса это были шаги в сторону его роста. Действительно, работать и иметь общий бизнес с друзьями сложно. Вот, по сегодняшний день, так и работаем дуэтом. Правда, Ире приходится сейчас тяжело, пока я в декретном отпуске.
И.З.:
— К 2008 году (год создания арт-шоу из песка Desert Roses, прим. ред.) мы уже успели поработать на многих мероприятиях столицы, узнали принцип работы с клиентами и в целом окунулись в индустрию развлечений, стали немного понимать, как все работает изнутри и вскоре пришли к тому, что смогли бы сами организовывать свои выступления. Сначала мы нашли компанию, которая изготовила наш первый стол для шоу. Приобрели остальное необходимое оборудование и приступили к работе над сайтом. Постепенно разрабатывали свое личное портфолио. В 2009 году сайт заработал, тогда мы и получили один из первых самостоятельных заказов в Санкт-Петербурге, заказ в четыре руки. Так начали появляться новые заказы, новые клиенты, мы становились все более опытными в этом жанре искусства, изучали разные техники и возможности работы с разным песком, процесс пошел, заказов становилось всё больше и мы пришли к выводу, что пора ставить песок на первый план, так мы и поступили.
— Для создания качественного и интересного шоу требуется огромное количество часов, потраченных на тренировки, работу над сюжетами, оттачивания техники исполнения и т.д. В какой именно момент ваше хобби переросло в ремесло и стало основным источником дохода?
М.Б.:
— Так как мы изначально начали зарабатывать деньги на рисовании песком, то это сложно назвать хобби. Скорее, это был дополнительный заработок, который со временем перешел в разряд основного дохода. Произошло это, когда заказов стало много и это стало мешать основной работе. В выборе между основной работой и песком, мы не колеблясь, выбрали песок. Как ни крути, работать на себя, все же лучше, чем на других. Огромнейшим плюсом стало и то, что песок — это любимая творческая работа, приносящая не только прибыль, но и громадное удовольствие и творческий, личностный рост.
— А может ли человек без художественного образования просто так начать заниматься песком или это практически невозможно?
М.Б.:
— Песком может заниматься каждый. Если вспомнить детство или моменты на курортных пляжах, то воспоминания о теплом, мягком, сыпучем песке придут в голову почти каждому. Конечно, все зависит от поставленных целей и задач, но в любом случае, это «релакс», даже если просто поводить руками по песку. Мне кажется, художественное образование иметь не обязательно. Дети, например, рисуют песком с огромным удовольствием, им нравится сам процесс и материал. Когда моему сынишке было около двух лет, мы купили ему маленький песочный столик, где он рисовал, пытаясь копировать маму. На выступлениях многие подходят пощупать песочек, провести линию, спрашивают: «можно ли научиться рисовать?» (а это солидная публика, которую сложно удивить). Можно сказать, что песком, как материалом может рисовать каждый. Достаточно немного практики под опытным руководством. Ну, а чтобы рисовать песком художественно, потребуется немного практики именно в рисовании. Причем, научиться «рисовать в песке», на мой взгляд, проще, чем на бумаге. Песок раскрепощает, дает много красивых «подсказок», из которых можно придумать картинку, да и рисовать линии, пятна, круги пальцами на песке куда проще. Все необходимые навыки можно получить на наших мастер-классах по рисованию песком. (улыбается, прим. ред.) Итогом может быть фото или видео красивых картин или сюжетов, поздравительная открытка для близкого человека.
Как раз сейчас мы находимся в стадии запуска собственных мастер-классов, в настоящий момент ищем помещение и обдумываем варианты удобных форматов их проведения.
И.З.:
— Просто так человек может заняться чем угодно, в том числе и песком. Здесь необходимо понять, какая перед ним стоит цель. Если выходить на уровень выступлений, то конечно необходимо образование, человек должен уметь рисовать на бумаге любыми другими материалами и знать основы композиции, ведь перед тем как художник переносит сюжет на песок, он каждый кадр и образ прорисовывает на бумаге, ищет подходящий ракурс, нужный свет. Таких эскизов для подготовки одного выступления может получиться сотня, и их необходимо уметь делать быстро. Если же человек не стремится заниматься этим профессионально, то ему не обязательно иметь художественное образование, достаточно желания и наличия свободного времени, ведь с песком приятно работать не только ради заработка, но и просто для самовыражения, для эмоционального отдыха. Это можно сравнить с игрой на фортепьяно или с танцами – занятия, которые приносят удовольствие и помогают расслабиться и отвлечься от повседневности. В любом случае для изучения основных техник и принципов работы с песком необходим грамотный и опытный специалист, который поможет вам освоить это ремесло, не тратя на это годы, как было в нашем случае.
— Такой вот каверзный вопрос… Как проще работать в две руки или в четыре? Или может быть и там и там есть свои преимущества и недостатки?
М.Б.:
— Проще работать одному художнику, но нам очень нравится, когда случаются заказы «в четыре руки», но это, к сожалению, редкость. Работать в четыре руки сложнее, но зато и эффект от такого шоу сильнее в два раза, а то и больше!
Из плюсов: эффектное выступление с динамичной сменой сюжетов, возможность за короткое время «рассказать» большую историю. И, если не ошибаюсь, таких предложений на рынке единицы. Из минусов: сложно подвести рисунок к единому стилю и синхронизировать скорость рисования.
Когда готовишь номер «соло», то конечно, это удобнее, потому что сам планируешь время, работаешь в своем привычном режиме.
И.З.:
— Да, в две руки работать проще, ты не зависишь по времени от своего коллеги и весь рабочий процесс предоставлен только тебе, минус это динамика, но плюс в том, что нет ограничений в композиционном плане, в наиболее интересных ракурсах и динамических решения. При работе в четыре руки так или иначе кадр делится на два поля и задействовать центр получается крайне редко. Такая вот специфика!
Выступление Марии Базыкиной и Ирины Завьяловой на «Habanos Day»
— Расскажите, пожалуйста, о том, как рождается шоу и из каких этапов состоит этот процесс? Долго ли «вынашиваете» идею, может быть делаете рисунки, эскизы?
М.Б.:
— Главная составляющая часть для начала работы – это вдохновение. Бывает, что уже на встрече с заказчиком тебе так нравится тема и поставленная задача, что ты сразу начинаешь визуально представлять картинки в песке. Но это не всегда так, некоторые темы и задачи требуют длительного вынашивания идей и поисков вдохновения. Вдохновением может послужить что угодно – иллюстрация, фотография, музыка, увиденное кино, ситуация в жизни, причем это все может быть совершенно не связанно с темой выступления. Нужна искра, которая даст нужный настрой и направление.
И.З.:
— Подготовка шоу – это длительный процесс, хотя многие считают, что художник импровизирует за столом без предварительной подготовки, это вполне понятно, так как со стороны процесс действительно выглядит быстрым, лёгким и непринужденным. Но за всей этой лёгкостью скрыто огромное количество времени, которое художник проводит за столом, репетируя свой сюжет, как танец.
М.Б.:
— Да-да, не удивляйтесь! Некоторые заказчики действительно уверены, что все шоу делается без предварительной подготовки, что художнику говорят тему и на следующий день он может выйти рисовать. И это, конечно, ошибочное представление! Требуется многочасовой каждодневный труд для получения высоких результатов. Поэтому мы закладываем на подготовку шоу примерно две недели. Иногда на согласование разных этапов может уходить по три-четыре дня, в этот период художник не может приступить к непосредственной работе над проектом, это может быть очень утомительно, и вносит некую нервозность в работу.
И.З.:
— Если говорить о технической составляющей рабочего процесса, то здесь можно выделить следующие этапы:
Сценарий. Художник продумывает, как развить ту или иную тему на песке. Если есть какие-то конкретные образы от клиента, то художник придумывает, как их можно вплести в сюжет, сделать их частью песочной истории (логотипы, продукция, портреты и т.п.).
Раскадровка. На данном этапе идет работа над композицией кадра, карандашом или ручкой, что удобнее, рисуются эскизы, где продумываются наиболее удачные ракурсы и планы, частично прорабатываются переходы одного кадра в другой, рассчитывается общее время на прорисовку кадра и весь сюжет в целом. После работы над эскизами художник переносит раскадровку на песок, дорабатывает переходы и ищет наиболее быструю песочную технику для исполнения деталей сюжета. После чего каждый кадр фотографирует, печатает и составляет линейку из ключевых кадров по очередности.
Запись видео-превью. Подготовленную раскадровку художник начинает рисовать, включив предварительно запись на камере. После записанное видео просматривается на мониторе, рассчитывается минимальное время на прорисовку, дорабатываются переходы, детализация кадра, убираются лишние движения рук. Таких записей должно быть от 10 до 30, зависит от длительности выступления и опыта художника. Проработав все эти моменты и рассчитав минимальное время на отрисовку, записывается предварительное видео.
Музыка. Под подготовленное видео подбираются музыкальные композиции, которые подчеркнут идею сюжета и его эмоциональную составляющую. Этот этап можно совместить с записью видео-превью.
Подготовка выступления он-лайн. Подготовленное видео обкатывается за три дня до мероприятия, художник рисует сюжет на протяжении трех дней у себя в мастерской. Этот этап можно сравнить с репетицией номера у артистов других жанров.
Выступление. Подготовленный сюжет художник исполняет на публике в указанный день и время.
Естественно, все эти этапы согласовываются с заказчиком.
— В мире искусства просто невозможно находиться в изоляции, расскажите о том, кто вас вдохновляет из представителей мейнстрима, как вашей индустрии, так и в целом?
М.Б.:
— Конечно же, мы учились на примерах знаменитых представителей этого направления — Илана Яхав и Цако Ференц. Учились приемам, технике, движению рук, пытались понять, как они выстраивают идеи и композиции. В остальном, поиск вдохновения черпаем в черно-белом фото, которые очень графичны, в иллюстрациях. У меня на компьютере есть специальная папка, куда я сохраняю все визуальные материалы, которые мне нравятся. Они не привязаны к определенной теме, просто то, что меня вдохновляет. За столько лет работы, это очень внушительный объем. Я часто просматриваю эту папку, чтобы найти ту самую искру.
Кого-то конкретного назвать сложно, это сборная солянка из талантливых художников и фотографов. После просмотров публикаций в Tumbler, Facebook или Pinterest, у меня вообще складывается впечатление, что талантливы все… Просто шквал потрясающих работ, это радует и вдохновляет!
И.З.:
— Сложно ответить однозначно, сейчас очень много направлений самодостаточных и интересных, которые так или иначе влияют на наш образ мыслей и вдохновляют на новые сюжеты, как правило, это представители близких к нашему жанру направлений кинематографа, музыки, анимации, театра. Если брать конкретных людей, то это Юрий Норштейн, Фёдор Хитрук, Александр Петров, люди, чьи произведения и советы вдохновляют на какие-то новые решения в песке. Также появилось очень много художников, которые работают в жанре sand art, каждый пытается найти в нем что-то новое, приобрести свой почерк, эти стремления других коллег тоже способствуют и нашему развитию в этой сфере. С недавнего времени существует фестиваль песочной анимации «Sand Motion», организованный Артуром Кирилловым, где профессионалы и любители этого жанра могут показать свои успешные работы в этом направлении.
— Когда вы попали в мир бизнеса и денег, отправившись в свободное плавание, с какими проблемами столкнулись? Наверняка вам, людям искусства, было сложно, много непонятного. Как справлялись?
М.Б.:
— Да, этот мир для нас был совершенно новым и неизученным. Всему приходилось учиться в процессе. От оформления ИП и ведения бесконечной документации для налоговой, пенсионного и прочего, до разбора миллиона бумажек от банка, связанных с ведением счета. Для меня, как творческого человека, это смерти подобно. Я много раз откладывала все это муторное занятие на потом, как итог — задолженности и штрафы от налоговой и пенсионного, много было неправильно составленных платежей, которые потом приходилось возвращать. Как выход –передать ведение этих дел сторонней компании, пользоваться специальными программами или прибегнуть к помощи частных лиц. Но все это дополнительные расходы.
Юридические аспекты в договорах, авторское право – это тоже очень сложные моменты для понимания и воплощения. Периодически приходится пользоваться услугами юриста.
Но самый наиважнейшей навык – это коммуникация. Все строится на общении с огромным количеством людей, начиная от телефонного разговора с потенциальным заказчиком, до личных встреч и общения уже в процессе работы. На разных этапах и разных проектах общаемся с огромным количеством людей, люди все очень разные, ко всем надо найти подход. Бывают люди очень профессиональные и простые в общении, а часто и наоборот.
Еще столкнулись со сложностями образного восприятия у людей, вернее, что у многих оно отсутствует. Многие заказчики хотят четкого перечисления объектов из ТЗ, что часто невозможно. Цель шоу, не перечислить объекты, а донести до зрителя эмоцию, чувства, через образы и символы. Рассказать красивую историю!
Специфический момент эвент-мероприятий – это нетрезвые гости. Бывают моменты не очень адекватного поведения, но хорошо, что это происходит редко.
И, конечно, всегда надо быть на чеку – возможность форс-мажорных обстоятельств крайне высока. Проблемы с дорогами к месту мероприятий, поломка оборудования, подводят люди на площадке с музыкой и оборудованием, дождь на открытых площадках, от чего сыреет песок, светлое помещение со стеклянными потолками, и прочее…Радует одно, что все такие обстоятельства дают нам бесценный опыт, который нам помогает расти как профессионалам.
Много шишек набили при работе без предоплаты. Теперь это правило номер один – без предоплаты не работаем, ни эскизы, ни идеи, ничего.
Вообще, большое спасибо судьбе, что дала нам такую возможность – работать и заниматься своим любимым делом. Все минусы перекрываются колоссальными плюсами, которых в разы больше. В следующем году наш стаж рисования песком достигнет цифры 10, 10 прекрасных лет!
И.З.:
— Когда начались первые звонки от клиентов, встал вопрос об открытии счета и регистрации. Нашли человека, кто помог оформить необходимые документы и процесс пошел. Основная проблема, с которой можно столкнуться и многие сталкиваются с ней: как только Вы открываете счет в банке и оформляетесь как индивидуальный предприниматель, на вас ложится ответственность об уплате налогов и выплатах в ПФР, а также своевременная сдача отчетности в ФНС. Для решения всех этих вопросов можно нанять специалиста, либо предоставить эту работу соответствующим организациям, которых на рынке очень много, конечно, можно попробовать решать эти вопросы самостоятельно, если это не отнимает много времени. В работе с клиентами основная задача — выяснить их пожелания и понять, что будет интересным именно для них, какие образы наиболее точно отразят суть их мероприятия.
— Какие проблемы существуют сегодня, когда само явление «песочного шоу» уже популяризировано в нашей стране?
М.Б.:
— Появление конкуренции всегда стимулирует к поиску новых решений и возможностей, это плюс. Из минусов – плагиат. Можно вдохновляться чужими идеями и творениями, учиться и преобразовывать их под свой стиль, но не копировать совершенно бездумно. С другой стороны, если наши работы кого-то вдохновляют, то это можно считать достижением.
Много в этой отрасли не очень профессиональных художников, за которыми приходилось не раз в спешке делать клиенту заказ, спасая программу, чтобы шоу состоялось.
К сожалению, завлекая низкой ценой, многие преподносят сомнительный продукт. Такое ощущение, что они нацелены на разового заказчика, а не на продолжительное сотрудничество.
И.З.:
— Основная проблема на наш взгляд, что «песочное шоу» обезличили, то есть нет конкретных имен в этом жанре, клиент не знает, какое песочное шоу он заказывает. В интернете очень много начинающих художников, которые предлагают свои услуги, толком не изучив все техники и тонкости работы с песком. Получив такое шоу, клиент не сможет понять, на сколько профессионально была выполнена работа, так как разбираются в этом жанре единицы, возможно даже не узнает, на каком уровне оно могло быть подготовлено еще. Как следствие – непрофессиональная работа начинающих художников губит спрос на это направление. Есть и проблемы с плагиатом, но к этому надо быть готовым, выкладывая свои работы в сеть.
— А в целом, с какими трудностями сталкивался художник, работающий с песком, в нашей стране, когда это направление только набирало обороты? Сейчас с этим стало проще (лучше/хуже)?
М.Б.:
— Поиск материалов, оборудования – всё собиралось по крупицам, чуть ли не в буквальном смысле. Так же это касается и техники рисования. Все эти годы мы искали песок, который бы идеально подходил под наш стиль рисования. В итоге нашли, чему очень рады. Оборудование тоже модернизировалось несколько раз. Делали редизайн сайта.
Сейчас многие материалы для шоу может купить каждый желающий. В целом, стало намного лучше, открывается масса художественных и технических возможностей.
И.З.:
— По началу было сложно понять, что это за техника и какие возможности она открывает. Не было никакой информации об этом жанре, кроме западных видеосюжетов. Никто не делал нужного для шоу оборудования, приходилось самим разрабатывать чертежи и продумывать все нюансы. Сейчас, в плане знакомства с техникой sand art, все гораздо проще. В интернете можно найти обучающие записи мастер классов, купить песок, приобрести световые столы и другое необходимое оборудование для шоу. Найти клиентов стало сложнее, так как интернет заполонили непрофессиональные работы, и заказчику нужно потратить очень много времени, чтобы найти песочное шоу на уровне. В погоне за «необычной» техникой, очень многие не понимают, что песок это те же краски; руки — это кисточки и карандаш художника, и если нет профессиональной академической подготовки и образования, то в песке не получится ничего стоящего.
— Как ваш дуэт сейчас находит клиентов? Или как они находят вас? Кто они?
М.Б.:
— В основном через сайт. Много заказов по рекомендациям людей, у которых мы уже работали. Многократные заказы через эвент-агентства и ведущих мероприятий. Еще много заказов просто от обычных людей, которые делают подарок в виде шоу для своих родных и близкий на свадьбы или юбилеи.
И.З.:
— На данный момент это интернет, «сарафанное радио» и клиенты, с которыми мы сотрудничаем давно.
— А можете рассказать какую-то интересную или курьёзную историю из своей практики?
М.Б.:
— Из моей практики – это выезд на сцену вместе с оборудованием на тележке с колесиками. Меня выкатывали, надо было не упасть с этой платформы и не оступиться во время рисования, вся эта конструкция не внушала доверия. Потом так же задорно закатывали обратно со сцены за штору.
Во время беременностей всегда боялась, что при рисовании на публике малышу захочется пинаться и брыкаться, и я не смогу рисовать, рука дернется, особенно когда речь шла о рисовании портретов, но все было хорошо, дети оказались дисциплинированными! (смеется, прим. ред.)
И.З.:
— В 2016 году будет 10 лет, как мы работаем в жанре sand art, за этот период было много всего интересного, запомнились командировки на Камчатку, в Баку, в Санкт-Петербург, в Витебск. Состоялось много знакомств с другими артистами оригинальных жанров и не только. Посетили большое количество свадебных мероприятий, каждое из которых не было похожим на другое. Практически каждое выступление всегда чем-то запоминается особенно.
— Сегодня все компании стремятся использовать всю мощь интрнета: социальные сети, блоги, вирусная реклама и т.д. Занимаетесь ли вы продвижением собственного бренда?
М.Б.:
— К сожалению, эти вопросы были нами упущены из виду, надо наверстывать. Из социальных сетей у нас есть только официальная страница в Facebook.
И.З.:
— Ну, не совсем! Ещё у нас есть свой канал на Youtube и личные страницы в Pinterest, Flickr, ВКонтакте. Некоторые из клиентов находят нас именно так.
Одно время мы оплачивали рекламу в поисковых системах, но особых результатов это не принесло. Конечно, продвижением бренда необходимо заниматься постоянно, но на всё катастрофически не хватает свободного времени!
— Как отражается на вашей деятельности текущая экономическая ситуация, тяжело, наверное, приходится или на индустрии развлечений кризис не сильно сказывается?
М.Б.:
— Сложно сказать, если сравнивать с нашим началом, то сейчас труднее. Что касается кризиса, то мы запускали наш проект в первый кризис, и никто особо не верил в успех, но, тем не менее, мы продолжаем работать и сегодня. Вообще, в нашей сфере трудно проследить цикличность, могут идти заказы за заказом, а может быть затишье. Однородности не было никогда. Кроме лета, когда сезон свадеб и работа есть всегда.
И.З.:
— На индустрии развлечений экономическая ситуация сказывается не сильно, но конечно люди стали более внимательными к распределению средств на своих мероприятиях, тем не менее песочное шоу в живом исполнении многие до сих пор видят впервые.
— Каким вы видите будущее шоу «Desert Roses», есть планы, куда двигаться дальше и развиваться?
М.Б.:
— Задел для развития, несомненно, есть, главное – желание. Из ближайших планов – запуск мастер-классов, поиск новых форматов, где можно применить песочное рисование. Но себя в пенсионом возрасте, рисующей песком, я не вижу!
И.З.:
— О будущем говорить сложно, в первую очередь хотелось бы, чтобы в поисковых системах искали именно наше шоу, а не просто это направление, чтобы у представителей этого жанра появились имена и мы могли справедливо конкурировать между собой, набираясь друг у друга опыта. Возможно открытие школы, где мы смогли бы обучать детей и взрослых этому виду искусства. Песочное шоу — это мощный инструмент передачи мыслей и чувств, было бы здорово организовать масштабные встречи таких художников, где каждый смог бы выразить себя, поделиться опытом, раскрывая новые возможности этого прекрасного вида искусства.
— Как проходит ваша жизнь вне шоу? Чем занимаетесь ещё, чем увлекаетесь? На что остается время?
М.Б.:
— Полностью посвящено семье, детям. Увлекаюсь приготовлением разных блюд, особенно нравится кухня Джеймса Оливера и его увлекательные передачи, изучаю новые возможности в художественном рисовании. Нравится рисовать иллюстрации для детей, в декрете начала вязать крючком.
Вообще, когда работаешь дома, и от заказа к заказу, то очень сложно совмещать семью, быт и работу. Это не работа в офисе от звонка до звонка. Иногда за столом можно провести и по 5 и по 8 часов, в режиме дедлайн, где делаешь только 15-и минутные перерывы и снова в работе до глубокой ночи. С появлением маленьких детей это стало практически невозможно, вернее, с одним ребенком это было реально, с двумя – пока не вижу, как и когда смогу совмещать, пока они не подрастут. Здесь хочу сказать спасибо Ире за терпение и понимание!
И.З.:
— В свободное время мне нравится заниматься дизайном интерьеров и 3d проектированием, посещать театры и читать хорошие книги. Жаль, что сейчас на это остается не так много времени.
— И напоследок. У вас есть какое-то напутствие, которое вы хотели бы озвучить для своих коллег и просто посетителей нашего журнала?
Мария и Ирина:
— Да, такое напутствие у нас есть!
Хотим пожелать всем набраться храбрости и начать собственный путь к своей мечте. Пусть он и будет нелегким, с ошибками и разочарованиями, но это того стоит!